понедельник, 13 февраля 2012 г.

Шуши и Лачинский коридор Շուշի ,Լաչինի միջանցքը





    После присоединения Карабаха к России и ликвидации чужеродного ханства, торговые караваны стали свободно двигаться по горному краю и, в частности. Шуши. Русские власти взялись за устройство дорог и мостов. Так. например, в 1823-1825 гг. была проложена дорога от Майраберд-Аскерана в крепость Шуши и оттуда до Амараса. Следующий этап развития дорожной сети Шуши связан с проведением в 1877 г. шоссейной дороги из Гориса и, в особенности, строительство железной дороги Тифлис-Баку (1883г.), а также по реке Аракс-Ереван-Джульфа(1908г.). До этого был построен отрезок Джульфа-Баку.
    Как уже было сказано, Шуши с внешним миром в основном был связан двумя дорогами. Одна проходила через Ереванские ворота и связывала Арцах с Сюником, Нахичеваном и другими армянскими областями. Другая-через Джрзберд-Елизаветпольские ворота и протягивалась до Персии, Грузии, Каспийского края и России. Они сыграли немаловажную роль, чтобы Шуши стал одним из важнейших экономических и торговых центров Восточной Армении и всего Закавказья. Эти дороги в то время имели военно-стратегическое значение и находились непосредственно под военным ведомством России. Они считались одними из лучших дорог Закавказья.
    В начале XX в. состоятельные шушинцы (как указывают архивные материалы), идя навстречу просьбам своих сограждан, выделили необходимые средства для строительства новой безопасной дороги через армянские гавары, по маршруту Шуши-Хачен-Джраберд-Гандзак (Елизаветполь). Важность и необходимость строительства этой дороги было продиктовано тем, что мусульманские разбойничьи банды часто грабили и убивали армян на трассе Шуши-Евлах, особенно в отрезке Агдам-Евлах. Но, к сожалению, дорога так и не была до конца построена. А что касается железной дороги от Шуши до станции Евлах. хотя и были составлены проектно-сметные документы и Обществу Саруханова-Куринекого было представлено право на строительство узкоколейной железной дороги, на этот раз его осуществлению помешали Первая мировая война и октябрьский переворот. Примечательно, что и эта дорога тоже должна была миновать Агдам и проходить через армянские поселения Майраберд (Аскеран)-Хачен-Хин Тартар-Бегум Саров и так до Еалаха.
    В годы азербайджанской аннексии шушинские дороги (и не только шушинские) оказались вне поля зрения. А после ликвидации Закфедерачии (1936 г.) вообще перестали заниматься вопросами дорожного строительства. Словом, за все годы нахождения НКАО в составе Азерб. ССР на территории армянской автономии дороги с твердым покрытием не были построены. Прежние дороги в течение многих десятилетий не благоустраивались и не реконструировались.
    В особенности это касается той дороги, которая связывала НКАО с Арм. ССР. Уже в 1960-х годах дорога Шуши-Горис оказалась непригодной для современных транспортных средств. Практически, карабахцы не могли пользоваться столь близкой дорогой. Чтобы из НКАО на автобусе поехать в Арм. ССР вместо 10-15 километров по прямой дороге, надо было совершить более чем 400-километровый вояж по территории Азербайджана. Несмотря на то. что армяне неоднократно протестовали и требовали, чтобы отремонтировали узкий отрезок от Пачина до границы Арм. ССР., однако руководство Азербайджана всячески по политическим выдуманным мотивам препятствовало: якобы дашнаки через эту дорогу проникнут в Карабах и там поднимут антиазербайджанские настроения. Тем самым вынуждали армян Карабаха, чтобы они навсегда забыли об этой дороге и ехали бы в Армению через Азербайджан.
    Известно, что развитие дорожной сети. т. е. транспорта, имеет исключительную роль: роль политическую, роль экономическую и роль психологическую. Ведь не зря сказано, что дороги являются экономической артерией любой страны. А здесь, в НКАО, целая область была умышленно лишена нормального кровообращения. Цель этого - выжить коренное армянское население из родных мест.
    Только после образования НКР (1991г.) и освобождения Лачинского коридора (1992г.) была начата и широким фронтом ведется реконструкция дороги от границы Республики Армения до столицы НКР Степанакерта.




*
*     *

Map 1
    Все же интересно узнать, каким образом НКР оказался в анклаве. Под каким веским предлогом Азербайджану удалось в конце 1920-х годов оторвать от Армении указанную узкую полосу дороги, которая сейчас именуется "Дорогой жизни", или "Лачинский коридор".
    Еще при административной перекройке границ новообразованной Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджан искусственно оторвал почти весь Северный Арцах (Гардманк) со 107 армянскими деревнями, с населением более 200 тыс. армян. А в Южном Арцахе, как видно из искромсанной карты НКР. отчетливо видны искусственные образования между армянскими селениями и особенно, в важных речных долинах и шоссейных дорогах "язычки" и "пасти", протянувшиеся вглубь края. Эти участки земли были захвачены с тем расчетом, чтобы Степанакерт не имея возможности связаться с райцентрами по территории автономии. Поэтому, чтобы попасть из Степанакерта или Шуши в какой-либо райцентр области, надо было совершить "кругосветное путешествие" вне территории НКАО, фактически, было не только нарушено экономическое кровообращение всей области, но и совершена "транспортная диверсия" против армян Карабаха. Этим оказывалось постоянное давление на НКАО, что больно откликнулось во время известных карабахских событий 1988-1992 гг., когда Азербайджан перекрыл пути, проходящие по этим "язычкам" и "пастям", лишив область не только внешних, но и внутренних коммуникаций.
    Расчленение НКАО было произведено с необычайной легкостью. По злой иронии судьбы то, чего ранее не смогли достичь силой оружия, легко осуществилось после установления Советской власти при молчаливом согласии армянских большевиков, а порой даже при их "братской" помощи. Это тогда, когда азербайджанские большевики, взращенные армянофобией и пантюркизмом, придя к власти, не просто унаследовали, но приумножили агрессивный экспансионизм своих предшественников.
    Но это еще не все. Аппетит азербайджанцев все более разгорался от подобного "переваривания". Очередной мишенью стали северо-восточные области Арм. ССР. Если внимательно посмотреть на карты Закавказья, изданные в разные годы Советской власти и сравнить их между собой, то заметим, что в 1920-е годы Арм. ССР и НКАО имели общую границу. Да, да, общую границу!
    Но вот, начиная с 1930-х годов, на картах между Арм. ССР и НКАО уже образован узкий коридор. Для большей достоверности обратимся лишь к некоторым из множества карт. Первая, напечатанная в 1926 году. помещена на странице 414 (III том) "Большой советской энциклопедии". Вторая-Политико-административная карта Арм. ССР в Атласе СССР (Москва, 1926 г.), а тратья-это группа карт Военно-технического ведомства Главного штаба Красной Армии, изданная в 1926-1928 гг. в Ростове-на-Дону. На всех этих картах однозначно показано, что Арм. ССР и НКАО связаны друг с другом единой границей, которая проходит по реке Ахавно (Агари) к югу от Лачина (ранее Абдаляр), по территории сел Тех и Корнидзор Горисского района Арм. ССР.
Как видно из фрагмента карты, напечатаной в 1926 году, Арм ССР и Нагорно-Карабахская АО связаны друг с другом единой границей.
Map 2
На графической карте единая граница между Арм. ССР и НКАО показана в круге. Кстати, в то время Нахичеванская АР не имела с Турцией единой границы.
Map 3
А вот в 1930 году границы в значительной степени изменены. Между Арм ССР и НКАО уже появился злополучный Лачинский коридор. Нахочеванская автономная республика уже имеет единную границу с Турцией.
    Долгие годы исследователи не обращали внимания на этот важный факт. Но сегодня его значение более чем очевидно, т. к. турки-азеры подняли большой шум (в связи с освобождением Лачинского коридора), уверяя "наивный" мир в том, что армяне якобы покушаются на территориальную целостность Лачинского района. В то время, как факты однозначно свидетельствуют, что одна часть этих земель в недалеком прошлом принадлежала Армении, а другая-Арцаху. Рассматривая эти факты, ученые единодушно указывают, что изменение непосредственно было связано с образованием так называемой Курдской автономии, именуемой по-большевистски "Красный Курдистан".
    Как известно, в начале 1920-х годов при содействии "сердечного друга Советов" Турции и "добродетеля" Сталина, легко аннексируя обширные армянские области Арцах-Карабах и Нахичеван, Азербайджан начал поиски способов отторжения от Армянской ССР все новых и новых участков земель. Методы были хитроумно продуманы.
    В 1923 году, на этот раз уже на партийном уровне, было декларировано, что якобы с заботой о национальном меньшинстве курдов, создается Курдский уезд. Чтобы придать этому вескую политико-идеологическую окраску, Азербайджан во всю трубил "о победе ленинской национальной политики и пролетарского интернационализма". Кто тогда из большевиков мог подвергнуть сомнению правдоподобность такой декларации? Армянские руководители настолько были ослеплены азербайджанско-курдско-армянским братством, что даже не попытались вникнуть в суть очередного подлога. И пошли (и в который уже раз) на очередную уступку. На этот раз уступив Азербайджану значительные территории из приграничных к Азербайджану армянских областей Сюника и Гегаркуника, для новосоздаваемого Курдского уезда.
    Все же загадка создания бумажной автономии, завуалированная какими-то неопределенными, непонятными интригами, в свое время у многих вызывала подозрение, поскольку Курдский уезд не был обозначен ни на одной карте и на государственном уровне не был оформлен его статус.
    Не значит ли это, что авторов этого сценария вовсе не заботил процесс создания автономии для курдов, а преследовалась цель отторгнуть от Армении земли, с тем, чтобы разъединить, отделить друг от друга государственные образование-Армению и Арцах, чтобы легко справиться с армянами Карабаха.
    Если не это имелось в виду, тогда зачем надо было между Арцахом и Арменией создавать "Красный Курдистан" и затем, спустя некоторое время, тайно упразднять его? Если имелось намерение заселить в этом украденном у Сюник-Арцаха коридоре курдов, тогда почему же упразднили их культурную автономию? И если упразднили, то почему не вернули эти земли их законным хозяевам, не восстановили прежнюю общую границу Айастан-Арцаха?
    Здесь важно узнать о тех методах, с помощью которых осуществлялась эта антиармянская программа, т. к. они имеют прямое отношение и созвучны событиям, которые происходят в наши дни. Ведь были выдвинуты довольно серьезные и трудноразрешимые территориальные вопросы, которые без весомых политических объяснений почти невозможно было бы осуществить.
    Все заранее было рассчитано и продумано. С этой целью в качестве разменной монеты был подкинут "Красный Курдистан". Поэтому вовсе не случайно, что эта акция была с политическим шумом и помпой оценена как "очередная победа пролетарской революции азербайджанских большевиков на Востоке". По меркам того времени, это была серьезная победа на политико-идеологическом фронте. Остальное, как говорится, вопросы техники, которые мастерски были претворены в жизнь. Ярким доказательством этого является постановление Президиума ЦИК Закфедерации от 18 февраля 1929 года, по которому от 34539 тыс. кв. км территории Армянской ССР было отторгнуто 4739 тыс. кв. км и подарено "братскому" Азербайджану. В итоге возникла полоса земли, отделяющая Арцах от Армении. Арцах и Арцвашен оказались на внутренней территории Азербайджана в качестве анклавов. Государственные пограничные столбы установили напротив городской станции Капана.
    Когда все уже было завершено и юридически оформлено, был задействован механизм расправы с курдами, т. к. в них больше не нуждались: был упразднен Курдский уезд, стали закрываться недавно открытые школы, подверглись гонениям наиболее известные представители курдской интеллигенции. Обманутые и потерявшие надежду курды попытались оказать сопротивление, но было уже поздно. Политические игры с разыгрыванием Курдской автономии закончились, а курдофильство "забыто". Баку, со свойственным ему коварством, поменяв тон проповеди, вновь воскресил "пролетарский интернационализм", на этот раз в традициях притеснения и уничтожения малых народов.
    Справедливые протесты курдов были представлены как терроризм, антиреволюционный и антисоветский заговор. Москва, при активном содействии ЦИК Закфедерации, ввела карательные отряды в "Красный Курдистан". За считанные месяцы курдам преподали "большевистские уроки". превратив "Красный Курдистан" в "адский Курдистан". На местах без суда и следствия расстреливались все те, кто говорил по-курдски. кто желал, чтобы их дети учились на родном языке, кто лелеял надежды, связанные с курдской автономией.
    Десятки тысяч курдов покинули свои очаги, удалились в леса и нашли приют в армянских поселениях. В освобожденных от курдов деревнях на привилегированных началах поселили азербайджанцев. Военными действиями, направленными против курдов, лично руководил верный друг Л. Берии, известный человеконенавистник М. Багиров. Последствия оказались ужасными. Если до создания "Красного Курдистана" в Азербайджане проживало 41368 курдов, то спустя 10 лет их насчитывалось 18183. А в период властвования генерала КГБ, первого секретаря ЦК КП Азербайджана Г. Алиева курды одним росчерком пера поменяли национальность и стали именоваться азербайджанцами. Вот почему по данным переписи 1979 г. в Азербайджане курдского населения уже нет.
    Приблизительно такова загадка "Красного Курдистана". (Подро6ности см. "Голос Армении" 13 июля 1993 года N70, 17564; "Аэатамарт", N33. 22-28 декабря 1992 г: "Ереван" (Болгария) N15-16, 15-16 апреля 1993 г., на болгарском языке). Трагедия курдов-это лишь одно из звеньев той длинной политической цепи преступлений, которые начались массовыми погромами армян в начале XX века в Баку и Шуши и продолжились в Сумгаите, Баку, а также в Камо - Азате, Геташене - Шаумяне. Мардакерте, Арцвашене, Паравакаре.
    Итак, политическими интригами, играя на национальных чувствах курдов, путем лжи и клеветы, подлогом и фальшью, подхалимством и взяточничеством, возведенными в ранг государственной политики, Азербайджану удалось завладеть территориями Арцаха и Армении, деарменизировать Нахичеван, отделить Арцах от Армении, искоренить "Красный Курдистан". А сейчас Азербайджан зарится на Арцахскую Республику и Сюник.
    Не настало ли время должным образом обнародовать архивные документы и без промедления аннулировать вышеуказанное решение ЦИК Закфедерации и вернуть украденные земельные участки. И этим навсегда покончить с искуственно созданной проблемой "Лачинского коридора".

 источник  bvahan.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий