среда, 1 февраля 2012 г.

СОКРОВИЩА ВЕЛИКОГО ОДЗУНА Օձուն





Всего пять лет прошло с тех пор, как Армения отметила 1300-летие тридцать четвертого армянского Католикоса Ованеса III Одзнеци (717-728), крупного мыслителя, реформатора и богослова, законоведа. Ряд историков и выдающихся деятелей Армении - Асохик, Ованес Драсханакертци, Киракос Гандзакеци, Вардан Аревелци и др. - оставили о нем свидетельства как о муже, любящем мудрость, и святом, прекрасного роста и сложения, с душою еще более прекрасной.Мероприятия, посвященные этому выдающемуся событию, проходили в Ереване и завершились паломничеством участников в Одзун, где родился Ованес Одзнеци Имастасер (Философ), и в Ардви к его усыпальнице (Голос Армении, 30 апреля 2005 года).И вот 9 декабря в Национальной библиотеке Армении по инициативе ее директора писателя Давида Саркисяна прошло мероприятие, посвященное 1275-летию Одзуна, непосредственно связанного с Ованесом Одзнеци.- РЕШЕНИЕ ПРОВЕСТИ В ЕРЕВАНЕ ОДНО ИЗ МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ 1275-ЛЕТИЮ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ В ОДЗУНЕ, было продиктовано желанием привлечь внимание общественности столицы Армении, ее состоятельных граждан к проблемам наших отдаленных районов, к состоянию культурного и духовного наследия нашего народа. Им не должна быть безразлична судьба памятников культуры, в частности Одзуна, созданных при Ованесе Одзнеци в очень сложной политической обстановке, когда Армения находилась под игом Арабского халифата, - сказал директор НБА Давид Саркисян.Среди присутствовавших было много гостей из Одзуна тер Вртанес Бадалян и его брат тер Аристакес, их мать тикин Седа, гюхапет Одзуна господин Титанян, достойные и уважаемые граждане, молодежь, детский хор села. Присутствовали также и бывшие одзунцы ныне жители Еревана, которые по-прежнему помнят, любят и чтут свой край, с восхищением рассказывают о нем.Стены зала, где проходила встреча, украшали картины художников Гранта Татевосяна и Никола Агабабяна, сумевших донести ощущение древности через их мощную духовную силу. Представленные полотна воссоздали красоту Одзунского храма, церкви Ардви, неповторимую и своеобразную природу этого края с его прекрасными памятниками в окрестностях Одзуна церковь Сурб Ншан, Цахкеванк и др. Портрет Ованеса Одзнеци кисти художника Генриха Гарукяна живо напомнил присутствующим описание прекрасной внешности Католикоса, приводимое историками: Он прикрывал козью дерюгу, которую носил на теле, блестящими великолепными одеждами из дорогих узорчатых тканей и опрыскивал золотым порошком, смешанным с благовонным маслом, свою ухоженную бороду, спускавшуюся до кромки его одеяния.Был показан фильм об Одзуне, который в соответствии с профессиональной деятельностью и служением озвучили тер Вртанес Бадалян, археолог Ашот Погосян, архитектор Гарник Шахкян и др.ПОСЕЛЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ОДЗУНА ИЗВЕСТНО С III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ. Об этом убедительно свидетельствуют результаты раскопок. Культурные пласты, сменяя друг друга, сохранили множество следов материальной и духовной культуры и представляют огромный исторический интерес. Есть основания предполагать, что в эллинистический период на территории Одзуна стояли храмы, посвященные языческим богам, и их идолы.Позже там и был построен знаменитый Одзунский храм, который датируется VI веком. Есть данные, что в основание храма Святой Богородицы в Одзуне были положены фрагменты пелен, в которые было обернуто тело Иисуса Христа после снятия его с креста. Пелены были обнаружены во гробе после чудесного Воскресения Господа. Согласно традиции (преданию), их принес в Армению апостол Фома.Огромный интерес представляет и мемориальный монумент V-VI вв. в Одзуне, расположенный к северу от большого храма. На семиступенчатом подиуме между тремя пилонами, соединенными арками, размещены четырехгранные стелы из песчаника, по бокам покрытые растительным и геометрическим орнаментом, а с фасадной стороны, в прямоугольных клеймах рельефами апостолов и святых, а также изображениями событий Священного Писания.Выдающийся исследователь изобразительного искусства средневековой Армении Лидия Дурново оставила очень ценные наблюдения об этом памятнике: Анализ иконографии, а также очень тонкий характер резьбы, совершенно не соответствующий основной резьбе храма, позволяют думать, что стелы исполнены до построения храма: они могут быть датированы не позже V века. Рождество, где присутствует только Богоматерь, Иосиф и Младенец, Крещение с Предтечей и Христом, погрудно стоящим в воде (в Иордане помещена маленькая колонна с крестом), Благовещение у источника, костюмы светских мужчин и женщин и архаичный орнамент подтверждают эту раннюю дату. Далее Лидия Дурново приводит и другие факты, обосновывающие ее выводы: это крест, вделанный в восточную стену храма, два дерева рядом с ним Древо жизни и Древо познания добра и зла - и разбитая на две части композиция Вознесения по всем признакам восходят ко времени создания стел (то есть к V веку).ДОКЛАДЫ, ОБСУЖДЕНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОПРОВОЖДАЛИСЬ выступлением детского хора из Одзуна, исполнившего несколько молитв, шараканов. С нескрываемым восхищением смотрели и слушали детей присутствовавшие, подпевая им.Рядом со мной сидел прославленный деятель музыкальной культуры маэстро Даниел Еражишт основатель и художественный руководитель ансамбля духовной музыки Шаракан. Я попросила его поделиться своими впечатлениями о вечере, посвященном 1275-летию Одзуна:- Огромное удовлетворение испытываешь, обращая взор и душу в наше прошлое и находя там плеяду ярких, выдающихся личностей, среди которых Ованес Одзнеци занимает достойнейшее место и как мыслитель, и как поэт, и как музыкант, и как общественный деятель, и как Католикос духовный отец нашего народа. О нем можно говорить долго, но я ограничусь наиболее близкой мне сферой. Ведя подвижническую жизнь, Католикос Ованес III Одзнеци укреплял себя в духовных песнопениях постом, молитвами и всенощным бдением. Автор десятков шараканов, многие из которых и поныне исполняются в армянских храмах, он сочинял и риторические речи для нужд кающихся, отвращающие от злых деяний и увещевающие. Я с чувством глубокой благодарности принимаю приглашение побывать в Одзуне на очередном мероприятии, чтобы вновь окунуться в удивительную атмосферу раннего средневековья, вдохнуть живительный воздух того времени, когда жили и творили такие личности во славу и на благо армянского народа. Я хотел бы исполнить там несколько шараканов в той атмосфере, в той ауре, в которой их прочувствовал и создал сам Одзнеци. Сегодня здесь много говорится о необходимости исследования и восстановления памятника - храма Святой Богородицы в Одзуне, в котором служил сам Одзнеци. Не будем забывать, что этот великий человек жил, творил и строил армянские храмы во время жесточайшего арабского гнета, а мы сегодня в условиях независимой Армении не можем даже отремонтировать то, что он сохранил и создал во время Арабского халифата, когда сжигались дома и церкви, уничтожался и угонялся в плен наш народ.СЛУШАЯ ДАНИЕЛА ЕРАЖИШТА, Я ДУМАЛА О НАШИХ КНЯЗЬЯХ, - Камсараканах, Кюрикидах, Прошянах, Захаридах, Орбелянах и др., которые в самых сложных политических, экономических, социальных условиях не переставали проявлять заботу об армянском народе, отменяя налоги в тяжелые времена; они заботились о церквах, монастырях и целых городах и областях, защищая, поддерживая и финансируя их. Сегодня у нас достаточно состоятельных людей, которые могли бы подумать, как объединиться вокруг тех, кто постоянно заботится об участи нашего бесценного культурного и духовного наследия; как и чем помочь им. Спасая памятники, мы сохраняем свою историю, культуру, идентичность, свое лицо, которое показываем миру через достояние времен и эпох.Помнится, когда пять лет назад я, приняв участие в паломничестве, прибыла в Одзун, то с прискорбием узнала, что на родине Ованеса Одзнеци, который 1300 лет назад в условиях порабощенной арабами Армении сумел сохранить целостность, независимость и чистоту нашей Церкви, близ его святой могилы, мест, которые освящены им, сектанты разобщали жителей Одзуна и даже отвращали детей от Армянской Апостольской Церкви. И вот, ко всеобщей радости, тер Вртанес Бадалян и парон Титанян сообщили, что они полностью справились с этой проблемой, очистив свой очаг, и что удалось это осуществить в результате совместных усилий, тесного сотрудничества светских властей и духовных деятелей.Они рассказали также о жизни в Одзуне: делается все, чтобы сохранить население, к сожалению, уже малочисленное. Улицы села освещены, действуют детские сады, работают школы, создан хор, молодежь имеет возможность заниматься спортом на спортивных площадках. Живописная природа и ценные памятники духовной культуры делают Одзун привлекательным для гостей и туристов. Это блестящий пример для подражания, который вселяет надежду, что и в других регионах Армении, также богатых красивой самобытной природой и уникальными памятниками, наступит возрождение на радость всему народу, который всегда жил на этой древней земле и относился к ней с любовью.Вся атмосфера встречи была высокодуховной и непосредственной. В конференц-зале и во время застолья, которое было устроено по-одзунски, начиная с благословения его тер Вртанесом, где продолжались воспоминания, рассказы, режиссер Ашот Ахинян читал стихи, звучала средневековая армянская музыка; казалось, переплелись века и времена и соединились в решении вопросов духовной важности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий